Поиск

Ed Thigpen / Эд Тигпен

Ed Thigpen / Эд Тигпен
Also known as:
Edmund Leonard Thigpen
Date of birth (creation):
28 декабря 1930
Place of birth (creation):
Chicago, Illinois, USA
Date of death (dissolution):
13 января 2010
Place of death (decay):
Copenhagen, Denmark
Instruments:
Styles:

Bio:

Американский джазовый барабанщик, наиболее известен своей работой в трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson) с 1959 по 1965.

Тигпен также выступал с трио Билли Тэйлора (Billy Taylor) с 1956 по 1959. Фолькер Хоффман (Volkher Hofmann), близко знавший Эда Тигпена и бравший у него уроки, когда тот жил в Копенгагене, пишет следующее: ”Образ ворчуна-домоседа, совершенно не вяжется с Тигпеном. Когда мне удалось познакомиться с ним поближе, я понял, что более дружелюбного человека трудно отыскать. В то время я учился в международной школе CIS (Copenhagen International School), а Эд Тигпен как раз преподавал игру на барабанах и так случилось, что я стал брать у него уроки. Считаю, мне очень повезло. Правда, лень и твердолобость не способствовали моему прогрессу, да и ориентировался я на, модную в то время, тяжёлую музыку. Тем не менее, вдохновлённый Стюартом Коплендом (Stewart Copeland) и Саймоном Филлипсом (Simon Phillips), я, всё же, заинтересовался джазом.

Никогда не забуду тех замечательных занятий с Эдом, в подвале, где стояла небольшая барабанная установка производства одной из местных фабрик. Я садился за неё и, используя лишь напольный том, играл небольшое соло в стиле Джина Крупы (Gene Krupa), а Эд слушал меня с благодушной улыбкой. Потом мы менялись местами, и он исполнял свою версию. Эти тридцать секунд мастерства просто ошеломляли, заставляя забыть обо всем. Хотя такая демонстрация и не имела целью сломить меня, но каждый раз, возвращаясь домой, я с огорчением думал, что наверно никогда не смогу стать таким великолепным барабанщиком. Мне запомнилась очень вежливая манера его речи — как в обыденном разговоре, так и в объяснении элементов техники, а также, его особое внимание к деталям — и в преподавании, и в музыке. И, конечно его бесконечное терпение. Эх, вернуть бы время назад, чтобы вобрать в себя побольше опыта и профессионализма. Ведь тогда я был молодым бунтарём, а осознание истинных ценностей приходит лишь со временем.

В то время композиция ”Sunday Papers” Джо Джэксона (Joe Jackson) была намного милее моему сердцу, чем потрясающая ”Corner Pocket” в исполнении оркестра Каунта Бэйси (Count Basie), а музыкальные компромиссы между Гленном Типтоном (Glenn Tipton) и Кей Кей Даунингом (K.K. Downing) из ”Judas Priest” — намного важнее этого же вопроса, но между Лайнелом Хэмптоном (Lionel Hampton) и Бенни Гудманом (Benny Goodman) в небольших комбо. Возможно, я недостаточно усердно занимался на уроках Тигпена, но всегда внимательно слушал, когда он рассказывал о джазе, о своём музыкальном опыте, о работе в различных коллективах и о многих заметных событиях своей карьеры. Наверно благодаря этому, когда я в более зрелом возрасте стал вновь прослушивать джазовые записи, дверь понимания этой музыки начала постепенно отворяться и в скором времени я, буквально, пинком распахнул её настежь. Теперь я могу в полной мере наслаждаться как тяжёлой роковой музыкой 60-70-х, так и джазовыми произведениями, особенно в исполнении небольших составов.

Я много раз был на выступлениях Тигпена — и до нашей встречи, и после неё. Он поселился в Копенгагене в 1972, а я приехал туда в конце 70-х, когда европейский период его карьеры находился на самом пике. Часто его можно было увидеть в соседней Швеции, аккомпанирующего двум известным шведским певицам — Сильвии Вретхаммар (Sylvia Vrethammar) и Алисе Бабс (Alice Babs). Помимо них, Тигпен выступал по всей Скандинавии и остальной части Европы с такими звёздами как Свенд Асмуссен (Svend Asmussen), Кларк Терри (Clark Terry), Милт Джэксон (Milt Jackson), Монти Александр (Monty Alexander), Эрни Уилкинс (Ernie Wilkins), Кенни Дрю (Kenny Drew) и, конечно, Тад Джонс (Thad Jones), выступления оркестра которого я тоже часто посещал. После отъезда из Дании я, по возможности, всегда старался попасть на выступления Эда. Чаще всего мне удавалось ”поймать” его в ”Montmatre Jazz Club”, ныне закрытом, или же в ”Copenhagen Jazz House”. И конечно нельзя забывать про различные джазовые фестивали”.

Родившись в Чикаго, Тигпен вырос в Лос-Анджелесе. Его отцом был Бен Тигпен (Ben Thigpen), достаточно известный барабанщик эпохи становления джаза, работавший в оркестре Энди Кирка (Andy Kirk) Clouds of Joy в 30-40-е. Именно благодаря отцу будущий барабанщик ещё в детстве смог познакомиться с такими джазовыми легендами, как Бен Уэбстер (Ben Webster) и другими. После развода родителей пятилетний Эд переехал с матерью в район South Central Лос-Анджелеса, который в те годы был центром чернокожего сообщества. Он ходил в школу Thomas Jefferson High School, где его одноклассниками были Дороти Дэндридж (Dorothy Dandridge), Арт Фармер (Art Farmer), Чико Гамильтон (Chico Hamilton) и Декстер Гордон (Dexter Gordon). В школе он играл в оркестре под управлением известного тогда Сэмюеля Брауни (Samuel Browne), имя которого неразрывно связано с музыкальной жизнью Лос-Анджелеса.

Как и многие барабанщики, Эд начинал на фортепиано, но в четвёртом классе перешёл на ударные, которым его обучал Ральф Коллиер (Ralph Collier). В 30-е общественные средние школы Лос-Анджелеса захватила волна объединения учащихся различного происхождения — темнокожих, испаноговорящих, японцев и китайцев и, конечно, белокожих студентов, что не могло не отразится на учебной программе и, в частности, на её музыкальной составляющей. Однако в большинстве своём классы составляли белокожие студенты. Стоит отметить, что, несмотря на большое количество темнокожих выпускников в Лос-Анджелесе, ни один из них не был нанят на работу до середины 30-х годов, пока Сэмюель Брауни не заключил контракт на преподавание в Thomas Jefferson High School, находящейся в нескольких кварталах восточнее Центральной авеню на пересечении 41-ой улицы и Хупер.

Годами позже Брауни признался в интервью Los Angeles Times, что как только его наняли, то вызвали в учебный офис и сказали: ”Запомни, Брауни, теперь, когда мы заключили контракт, тебе придётся выполнять объём работы трёх белых преподавателей”. Брауни проработал в этой школе два десятка лет, создав образцовую программу обучения джазовой музыке и трудно переоценить тот вклад, который внесли в музыкальную историю Лос-Анджелеса многие из его учеников. В книге Майкла Ульмана (Michael Ullman) ”Jazz Lives: Portraits in Words and Pictures”, Декстер Гордон (Dexter Gordon) вспоминает своего учителя: ”В старшей школе у нас был отличный учитель Сэм Брауни, очень преданный своему делу. Особенно много времени он уделял работе с трудными подростками. Мы обычно называли его Граф Брауни (Count Browne — намёк на знаменитого Билла "Каунта" Бэйси (Bill ”Count” Basie)”.

В 1949 Тигпен оканчивает школу и поступает в Los Angeles City College на специальность ”Социология”, но через год бросает учёбу ради музыки. В 19 лет он переезжает в Сент-Луис к отцу. Там же он получил место барабанщика в оркестре Флойда "Кенди" Джонсона (Floyd ”Candy” Johnson), где в это же время работал Джэк МакДафф (Jack McDuff). Когда коллектив распался по причине перехода МакДаффа в оркестр Каунта Бэйси (Count Basie), Тигпен, в надежде продолжить свою музыкальную карьеру, решает перебраться в Нью-Йорк. Его профессиональный дебют состоялся с Jackson Brothers Quartet и в трио саксофониста Бадди Коллетта (Buddy Collette). Через некоторое время Тигпен поступает в нью-йоркскую Manhattan School of Music, одновременно с одним из ключевых боповых барабанщиков — Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones). В 1951 и 1952 Тигпен работал с Кути Уильямсом (Cootie Williams) в Savoy Ballroom, исколесив с его и другими коллективами всю Америку. Завершив службу в рядах вооружённых сил США в должности инструктора игры на барабане, в 1954 он отправляется на гастроли с Дайной Вашингтон (Dinah Washington).

Интересно, что во время войны в Корее Эд Тигпен был барабанщиком оркестра 8-й армии, причём в этот период он успел познакомиться с Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson), когда ненадолго отлучился из Кореи в Токио. Во время обучения в Нью-Йорке ему удалось поработать с Ленни Тристано (Lennie Tristano), Джонни Ходжесом (Johnny Hodges), Бадом Пауэллом (Bud Powell), Декстером Гордоном (Dexter Gordon), Гилом Мелле (Gil Melle), Тошико Акиёши (Toshiko Akiyoshi), Оскаром Петтифордом (Oscar Pettiford), Эдди Винсоном (Eddie Vinson), Полом Куинчетте (Paul Quinichette), Эрни Уилкинсом (Ernie Wilkins), Чарли Роузом (Charlie Rouse), Джуттой Хиппом (Jutta Hipp), Дороти Эшби (Dorothy Ashby) и Билли Тэйлором (Billy Taylor). Эд Тигпен так вспоминал о работе с Бадом Пауэллом (Bud Powell): ”Я работал в клубе Birdland с Бадом и Чарльзом Мингусом (Charles Mingus) на контрабасе. Я ориентировался на партию Бада, Мингус же хотел, чтобы я играл более независимо. Мне было понятно желание Мингуса, но играть, как он хотел, я не мог. Причина в том, что я не могу звучать ”по заказу” и вношу изменения только когда сам почувствую в этом необходимость”.

С 1956 по 1959 Эд занимал место барабанщика в трио Билли Тэйлора (Billy Taylor), а также в течение 13 недель они с Тэйлором участвовали в образовательной телевизионной программе ”The Subject is Jazz”, где в каждом эпизоде обучали определённой стилистической разновидности джаза. Гостями этой передачи были многие джазмены, начиная от легендарного Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и заканчивая молодыми новаторами — Кэннонболом Эддерли (Cannonball Adderley), Ли Коницем (Lee Konitz) и Уореном Маршем (Warne Marsh). Стоит отметить, что трио Тэйлора записало два альбома в 1957 – THE NEW BILLY TAYLOR TRIO и MY FAIR LADY LOVES JAZZ. Последний примечателен аранжировками Куинси Джонса (Quincy Jones) и участием Джерри Маллигена (Gerry Mulligan), Джимми Кливленда (Jimmy Cleveland) и Эрни Ройяла (Ernie Royal). О работе с Тэйлором Тигпен вспоминал: ”Хотя, мне особо нечего рассказать об этом парне, все же хочу отметить, что Билли многое сделал, чтобы поддержать мои идеи. С ним я научился ценить красоту баллад и гармоническую составляющую музыки, открыл для себя такие тонкости барабанной игры, как использование различных по окраске звуков и объединению их в гармоничном созвучии”.

Несмотря на универсальность и разносторонность Тигпена, благодаря которым он принял участие в более чем 700 записях совершенно непохожих друг на друга исполнителей, любители джаза в большинстве своём помнят его по легендарному трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson). В трио он попал 1 января 1959 в качестве замены гитаристу Хербу Эллису (Herb Ellis) и оставался там до 1965. Забавно, ведь пути Рэя Брауна (Ray Brown) и Эда Тигпена уже пересекались в детстве. Когда Норман Гранц (Norman Granz) гастролировал по странам Азии со своим шоу Jazz at the Philharmonic, Тигпен специально вылетел из Кореи для встречи с Брауном и Питерсоном в Японии. При встрече он сказал им: ”Вашему трио явно не хватает одного – хорошего барабанщика. Мне нравится ваше творчество, и я бы хотел играть с вами”. Позже, на концертном выступлении, увидав, как мастерски свингуют его будущие коллеги, Тигпен подумал: ”Возможно, я поторопился, но все равно было бы здорово поиграть вместе”.

Присоединиться удалось лишь четыре года спустя и поначалу барабанщик ощущал сильное давление из-за высокого технического уровня Оскара и Рея: ”Поначалу я был не уверен в себе, потому что… я ими восторгался и искренне любил. Это правда, я так любил этих парней, что, играя с ними, старался выложиться по полной. Они тогда были уже очень знаменитыми и признанными музыкантами в среде джазменов, так что было просто невозможно не испытывать к ним благоговейного трепета. Рэй оказался, к тому же, очень добрым человеком и на первое время взял меня под своё крыло”. Многое написано об этом трио, и оно на самом деле является самым лучшим трио Питерсона, если не самым лучшим джазовым трио вообще (хотя, недоброжелатели Питерсона (Oscar Peterson) могут не согласиться, но они не соглашаются вообще со всем, что пианист делал в своей жизни). Тихая и интеллигентная манера игры Тигпена, одновременно расслабленная и с сильным свингом, как нельзя лучше подходила в качестве аккомпанемента Питерсону (Oscar Peterson) и особенно Рэю Брауну. Записи трио безусловно являются краеугольным камнем любой коллекции джазовых записей и каждый уважающий себя поклонник джаза имеет их в своей коллекции.

После London House Sessions к трио пришла широкая известность. Эта запись показала ту неосязаемую связь, что объединяла трёх виртуозов и дарила им радость совместного творчества. Ни для кого не секрет, что сам Питерсон (Oscar Peterson) ставил запись их живого выступления в Чикаго выше всех остальных. Вот слова самого Оскара: ”Репетиции в подвале с Рэем и Эдом были лучшим периодом моей жизни”. На выступлениях Тигпен и Браун выглядели всегда спокойными и расслабленными, переглядывались и улыбались, независимо от интенсивности их аккомпанемента во время сложнейшей импровизации упруго свингующего Питерсона (Oscar Peterson). Секрет этого позже раскрыл сам Тигпен: ”Мы с Рэем были готовы к любой неожиданности. Для нас было обычным делом после выступления в клубе запираться и репетировать там до утра”. Все, кто видел выступления трио в живую, сходились во мнении о полной самодостаточности их игры. Три музыканта звучали как один, без какого-либо диссонанса или расхождений в темпе.

В интервью журналу Modern drummer в 1982 Эд Тигпен поделился впечатлениями о своём участии в коллективе: ”Игра в трио позволила мне развить основную технику. Это был хороший шанс усовершенствовать игру по тарелкам и переосмыслить подход к фразировке, явно отличающейся от игры в биг бенде. Я научился слушать мелодию и сопровождать импровизацию на фортепиано так, чтобы ритмический и мелодический рисунки не противодействовали, а наоборот, дополняли друг друга. Для Оскара это было важнее всего”. А в другом интервью рассказал следующее: ”Это трио было маленьким оркестром. Каждый звук был идеальным. Мы стремились играть настолько хорошо, чтобы наше худшее выступление было на голову выше других трио. Рэй и я просыпались утром и сразу приступали к репетициям. Мы отрабатывали динамику, темп и пропевали каждый исполняемый нами звук”. Фолькер Хоффман (Folker Hoffman) делится своими впечатлениями о записях трио Оскара Питерсона (Oscar Peterson): ”Большего всего меня поражает невероятная чёткость ритм-секции, слушая которую, понимаешь, что ни одна секунда репетиций Эда Тигпена и Рэя Брауна не была потрачена зря. Кажется, они буквально соревновались на репетициях, особенно, если учитывать тягу Тигпена к перфекционизму. Сложно судить, насколько это предположение далеко от истины, ведь и Рэй Браун был таким же. В конечном счёте, это не так уж и важно. Главное, что на фоне всей, слышанной мною музыки, их игра остаётся одной из самых чётких, гениальных и простых (некоторые элементы даже я смог повторить), а зачастую и ироничных (бывало, что после очередного эффектно сыгранного момента меня посещала улыбка). Каждый раз я с большим трепетом заново вслушиваюсь в записи трио Питерсона”.

В 1960 Питерсон, Браун и Тигпен совместно с композитором Филом Ниммонсом (Phil Nimmons) основали в Торонто музыкальную школу ”Advanced School of Contemporary Music” (ASCM). Помимо основателей, в школе также преподавали гитарист Эд Бикерт (Ed Bickert), трубач Эрик Троготт (Eric Traugott) и тромбонист Бутч Ватанабе (Butch Watanabe). Вместе они обучали молодых джазовых музыкантов со всей Северной Америки. Обычно семестр длился 20 недель и включал в себя как обучение на основном инструменте, так и уроки теории и композиции на фортепиано. Важно, что студенты участвовали в экспериментальных составах, где обязательно присутствовали уже состоявшиеся музыканты, такие как Питерсон, Тигпен, Браун и другие, а после выступления, обычно, проходило обсуждение и выявление тех или иных недостатков. Питерсон, к тому же, полагал, что молодым джазменам необходимо знать историю джаза, поэтому приглашались различные музыканты для чтения лекций, во время которых, можно было не только дискутировать, но и играть.

Основной целью школы было предоставить джазменам возможность последовательно вникнуть во все тонкости джаза. Многие её выпускники смогли в дальнейшем стать успешными музыкантами. Среди них басист Скип Беквис (Skip Beckwith), пианист Врэй Даунс (Wray Downes), певец Чарльз Маунтфорд (Charles Mountford). Несмотря на высокую востребованность школы, она закрылась через пять лет. Сложности совмещения преподавательской деятельности и гастрольных графиков поставили музыкантов перед выбором и Оскар Питерсон (Oscar Peterson) принял решение сфокусироваться на музыкальной карьере. Всё время существования школы — с 1959 по 1964 — трио не прекращало выступать и записывать пластинки. В 1961 в Лос-Анджелесе как участник квинтета Тэдди Эдвардса – Ховарда МакГи (Teddy Edwards–Howard McGhee Quintet), в котором также играли Файниас Ньюборн (Phineas Newborn, Jr.) и Рэй Браун (Ray Brown), он принимает участие в записи альбома под названием TOGETHER AGAIN для лейбла Contemporary.

Желая попробовать себя в качестве сессионного музыканта и заодно продолжить преподавать, Эд Тигпен покидает трио в 1965 и переезжает в Лос-Анджелес. В этом же году барабанщик стал постоянно проводить мастер-классы. Как дополнение к мастер-классам в Торонто выходит его книга ”Talking Drums”. После ухода из трио Питерсона Тигпен получает приглашение от Эллы Фитцджеральд для участия в её гастрольном туре 1965. После этого, вплоть до 1972 года, он был постоянным барабанщиком во всех турах Эллы, а между гастролями выступал и записывался со многими джазовыми и не джазовыми музыкантами. В качестве сессионного музыканта Тигпену удалось поработать в Нью-Йорке – с Джуниором Мансом (Junior Mance) и Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), в Лос-Анджелесе — c Оливером Нельсоном (Oliver Nelson), Чарльзом Брауном (Charles Brown), Пегги Ли (Peggy Lee), Джеральдом Уилсоном (Gerald Wilson), ”The Staples Sisters” и Махалией Джэксон (Mahalia Jackson).

В 1966 Эд Тигпен записывает альбом OUT OF THE STORM, где впервые выступает в роли руководителя коллектива. Состав музыкантов в квинтете был выдающийся: гитарист Кенни Барелл (Kenny Burell), трубач Кларк Терри (Clark Terry), пианист Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и басист Рон Картер (Ron Carter). Эта небольшая 32-минутная запись — великолепное дополнение к любой джазовой коллекции — была переиздана звукозаписывающей компанией Verve. Здесь Тигпен использовал томы с динамическим натяжением мембраны (механизм натяжения управлялся педалью по принципу оркестровых литавр), что позволяло ему оставаться на первом плане в каждой композиции. Безусловным хитом пластинки является ”Elbow and Mouth” Кенни Барелла. В блюзовом звучании этой композиции мастерство Тигпена раскрывается в полной мере, прекрасно сочетаясь с ритмической основой в исполнении трубача Кларка Терри (Clark Terry). Как отмечает Хоффман, не только эта, но и остальные композиции "пронизаны неповторимым чувством юмора барабанщика, не давая улыбке покидать вас во время прослушивания".

По окончании последнего гастрольного тура совместно с Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и трио Томми Флэнагана (Tommy Flanagan), в сентябре 1972 Тигпен меняет место жительства на датский Копенгаген, присоединившись к другим джазовым музыкантам за последние два десятилетия поселившимся в этом городе, и в том же году его первый брак подошёл к концу. С этого момента он стал больше времени посвящать как преподаванию, так и выступлениям с различными исполнителями. Одним из них был Свенд Асмуссен (Svend Asmussen) со своим квартетом и вместе они провели в гастролях весь 1973, а в 1974 вышел альбом ACTION/REACTION, где Тигпен проявил себя разносторонним музыкантом, добавив соула и рока.

Тигпен был заложником своего времени, что послужило одной из причин его переезда в Данию. Хотя он и не фигурировал в сводках политических новостей, социальная атмосфера в США все же оказывала на него своё влияние. Враждебность американской музыкальной индустрии по отношению к наёмным работникам приносила свои плоды. Тенденции рынка спроса и предложения на те или иные музыкальные стили менялись часто и резко, подобно ветру, и музыканты вынуждены были приспосабливаться и выживать в этой среде безразличия и эксплуатации. Значительно позже, во время недолгого возвращения в США, Тигпен описал непостоянство американской музыкальной сцены анекдотичной встречей с юным почитателем на конвенции National Association of Music Manufacturers в Анахайме, штат Калифорния: ”Я был там с одним молодым барабанщиком, который много записывался. В общем, хороший парень. И вот к нам подходит юный посетитель с целью сфотографироваться с ним и высказать слова благодарности. Мой коллега спрашивает его: ”Ты знаешь, кто стоит рядом со мной? Это Эд Тигпен”. А мальчик даже не знает кто это, он уже собирался оттолкнуть меня, чтобы получить своё фото. Они словно молодые бойцы, пробивающие себе путь. А ты уже слишком стар, чтобы им противостоять. Музыка развивается по законам популярности и каким бы профессионалом ты ни был, всё равно не сможешь попасть в этот бизнес, если не будешь рекламировать себя. Какие у тебя есть отличительные качества? Насколько ты стремишься превзойти остальных? Чтобы выжить в этом бизнесе, необходимо постоянно превосходить остальных. Какое место ты занимаешь? Если ты недостаточно часто мелькаешь в масс-медиа, то никто не знает о тебе. Поэтому нужно постоянно прикладывать усилия, чтобы вновь и вновь попадать на обложки журналов, иначе тебя забудут. И каждый раз приходится начинать всё с нуля”.

Сейчас сложно составить полный список исполнителей, с кем работал Эд в начале 70-х, но можно привести некоторые имена, дающие представление о стилевых рамках мастерства барабанщика: Тад Джонс (Thad Jones), Томми Флэнаган (Tommy Flanagan), Кларк Терри (Clark Terry), Милт Джексон (Milt Jackson), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Куинси Джонс (Quincy Jones), Стэн Гетц (Stan Getz), Бен Уэбстер (Ben Webster), Арт Фармер (Art Farmer), Бенни Картер (Benny Carter), Монти Александр (Monty Alexander), Тедди Уилсон (Teddy Wilson), Зут Симс (Zoot Sims), Чет Бэйкер (Chet Baker), Сонни Стит (Sonny Stitt), Кол Тьядер (Cal Tjader), Фрэнк Синатра (Frank Sinatra), Тутс Тилеманс (Toots Thielemans), Дюк Джордан (Duke Jordan), Тедди Эдвардс (Teddy Edwards), Эрни Уилкинс (Ernie Wilkins), Манделл Лоу (Mundell Lowe), Хорас Парлан (Horace Parlan), Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Кенни Дрю (Kenny Drew), Мэл Уолдрон (Mal Waldron), Оливер Джонс (Oliver Jones), Джерри Уиггинс (Gerry Wiggins), Блоссом Диари (Blossom Dearie), Дороти Эшби (Dorothy Ashby), Тедди Чарльз (Teddy Charles), Чарли Роуз (Charlie Rouse), Бернард Пфайффер (Bernard Pfeiffer), Пол Куиничетт (Paul Quinichette). Также он работал и с ведущими датскими исполнителями джаза, такими как Свенд Асмуссен (Svend Asmussen), Мадс Виндинг (Mads Vinding), Алекс Риел (Alex Riel) и Нильс-Хеннинг Орстед Педерсен (Niels-Henning Ørsted Pedersen) и многими другими.

В 1990 вышла пластинка Ed Thigpen AND FRIENDS, на которой Тигпен собрал неплохой состав, состоящий из звёзд джаза, таких как Роланд Ханна (Roland Hanna), Брэнфорд Марсалис (Branford Marsalis) и Терренс Бланчард (Terrence Blanchard). Журнал Down Beat достаточно высоко оценил эту запись — в 4 звезды: ”Прекрасно звучащие, свингующие, чувственные барабаны Тигпена не перестают удивлять… его стиль остаётся таким же совершенным и красноречивым…”. А в 1992 этот же журнал оценил следующий альбом Эда, MR. TASTE, вышедшего в 1991, уже в 5 звёзд. Этот альбом демонстрирует игру ”отчаянного трио”: Эда Тигпена на барабанах, Тони Пуррона (Tony Purrone) на гитаре и великолепного Мадса Виндинга (Mads Vinding) на басу. Название же альбома как нельзя лучше отражает всю музыкальную карьеру барабанщика. Его спокойная и элегантная манера игры на барабанной установке, особенно щётками, наполняла любую запись глубокими смыслом.

Тигпен не переставал демонстрировать уникальный стиль на протяжении всей своей музыкальной карьеры, в работах с Билли Тэйлором (Billy Taylor), Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson), Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) и многими европейскими музыкантами. Стоит отметить ещё и пластинку IT’S ENTERTAINMENT, образованного в 1998 трио Ed Thigpen’s Rhythm Features, которая была выпущена студией звукозаписи Stunt Records в 1999. Это концертное выступление в Copenhagen Jazz House сочетает тонкий юмор объявления номеров с отличной техникой исполнения, как например композиция ”Shufflin Long”. Невозможно ожидать иного от одного из лучших европейских джазовых пианистов Карстена Даля (Carsten Dahl) и молодого, но перспективного басиста Джеспера Бодилсена (Jesper Bodilsen). Немного позже, эта же студия предложила барабанщику выпустить сборник к его 70-летию, на котором с ним играл бы кто-нибудь из мировых звёзд джазовой сцены. Выбор пал на получившего премию Grammy саксофониста Джо Ловано (Joe Lovano) и Ed Thigpen Rhythm Features после небольшого тура в поддержку готовящейся к выходу пластинки в октябре 2001 записали концертное выступление THE ELEMENT OF SWING.

Тигпен и Ловано познакомились друг с другом на конференции International Association for Jazz Education и оба проявили желание поиграть вместе в будущем. У них было много общего: отцы вдохновили обоих на выбор творческого пути, и музыка в их понимании была в первую очередь результатом взаимодействия и общения, а не технического совершенства. Не удивительно, что как только они стали сотрудничать, Тигпен заметил: ”Наши мысли во многом сходятся”. Эта запись является отличным примером технического мастерства Тигпена, его чувства ритма, передачи настроения и стилевой окраски на фоне пульсирующей качки. Этот термин барабанщик объяснял, как ”силу, объединяющую оркестр, солиста и слушателей в единое целое”. Если говорить о Тигпене, как об учителе, то в интервью Майку Зверину (Mike Zwerin) Эд Тигпен так описывает свою преподавательскую деятельность: ”В моем возрасте, нравится тебе это или нет, начинаешь чувствовать себя наставником. И молодёжь готова верить всему, что ты скажешь. Могу с уверенностью заявить, что джазовые традиции никогда не исчезнут. Джаз слишком хорош, чтобы просто взять и закончиться”.

Начиная со школы ”School of Contemporary Music” и вплоть до своей смерти, Эд не прекращал давать уроки. В Скандинавии он даже был штатным преподавателем в ”Swedish Music Högskolan” и ”Copenhagen Rhythmic Conservatory” и его учениками были многие нынешние известные джазмены, как вышеупомянутые Карстен Даль (Carsten Dahl), начинавший на ударных и позже переключившийся на фортепиано, и Джеспер Бодилсен (Jesper Bodilsen). Помимо этого, Тигпен давал большое количество мастер-классов и открытых уроков в различных учебных заведениях и к тому же был членом ”Percussive Arts Society”. Также, Эд иногда принимал участие в выходящей в прямом эфире исторической образовательной телевизионной программе Тути Хиса (Tootie Heath) ”The Whole Drum Truth”, где известные джазовые барабанщики исполняли различные джазовые стандарты. Эндорсер ”Ludwig Drum Company”, он, благодаря поддержке компании, давал большое количество мастер-классов и семинаров, а непревзойдённая техника игры в сочетании с вежливой манерой говорить делали его одним из лучших преподавателей в мире джазовой музыки.

Стоит упомянуть, что столь интенсивная преподавательская деятельность была отмечена наградой ”Humanitarian Award”, вручённой барабанщику в 2002 известной организацией ”International Association for Jazz Education”. Из-под его пера вышли пособия для молодых барабанщиков ”Talking Drums”, ”Be Our Guest” (в соавторстве с Рэем Брауном), ”Rhythm Analysis and Basic Coordination”, ”The Sound of Brushes”, ”Rhythm Brought to Life”, а также два учебных фильма ”Jazz Drumming” и ”The Essence of Brushes”.

Отдавая дань уважения заслугам барабанщика, компания ”Regal Tip” организовала выпуск его именных барабанных палочек, щеток и тренировочных пэдов для щёток, а компания ”Sabian” — именных тарелок ”Crystal Ride”. В 2002 барабанщик получил награду ”Danish Jazz Awards”, а также был введён в Зал славы общества перкуссионных искусств ”The PAS (Percussive Arts Society)”.

Несмотря на проживание в Копенгагене, Тигпен часто выступал не только в соседних странах, но и в Северной Америке, как в роли руководителя небольших джазовых комбо, так и ангажированным музыкантом. Параллельно с интенсивным графиком выступлений проходили бесконечные мастер-классы и семинары для новых поколений барабанщиков. Последний коллектив Эда Тигпена назывался The Ed Thigpen Scantet. Он выпустил свой первый альбом #1 в 2004.

Сложно представить ударные как мелодический инструмент, но при прослушивании записей с участием Тигпена, можно легко почувствовать, как каждый тон, ритмический элемент или акцент, сыгранный на барабанах, удивительно соответствует замыслу композиции, её основной теме. Его партии были наполнены глубоким смыслом, он почти всегда пропевал их во время исполнения, а также пользовался механизмом натяжения мембраны, для расширения палитры извлекаемых звуков. Одной из отличительных черт знаменитого барабанщика было его великолепное владение техникой игры щётками. ”Техника игры щётками во времена моей молодости была очень важна, — рассказывает Эд Тигпен. – Стремясь к натуральному саунду, я часто отстёгивал подструнник на малом барабане и всегда помнил о том, что громкость и интенсивность – разные вещи. ”Старайся, что бы звучание было по возможности мощным. Именно мощным, а не громким… и максимально музыкальным, — так мне в своё время Джо Джонс (Jo Jones) сказал”.

Эд Тигпен сумел прекрасно проявить себя во всех сферах деятельности, причём, не выставляя это напоказ. Об этом говорит его пятидесятилетняя карьера в качестве джазового музыканта, участвовавшего в формировании облика как традиционного, так и современного джаза, и при этом постоянно делившегося своим опытом с новыми поколениями джазменов вплоть до своей смерти 13 января 2010. У него остались вторая жена Инга-Лиза и сын с дочерью от этого брака. Оскар Питерсон (Oscar Peterson) в одном из интервью заметил: ”Эд Тигпен к моменту нашей встречи был уже сложившимся перкуссионистом — именно перкуссионистом, а не барабанщиком — и отличался особым взглядом на ударные. Он видел свои барабаны не как единичный инструмент, а как целый оркестр. Скорее даже, он хотел, чтобы они звучали как оркестр. У него было потрясающее чувство инструмента, которое редко встретишь. Возможно, ещё только Папа Джо Джонс (Papa Jo Jones) обладал таким же”.

Многие музыканты отмечали таланты и человеческие качества знаменитого барабанщика:

Джефф Хэмилтон (Jeff Hamilton) – ”Я всегда очень внимательно слушал партии Эда Тигпена в трио Питерсона. У меня было всего два альбома THE TRIO PLAYS и NIGHT TRAIN, оба выпущенные на ”Verve”. Но они были потрясающими!”

Билли Кобэм (Billy Cobham) – ”На мой музыкальный вкус и технику игры оказали огромное влияние Макс Роуч (Max Roach), Рой Хэйнс (Roy Haynes), Элвин Джонс (Elvin Jones), Тони Уильямс (Tony Williams), Стэн Ливи (Stan Levey), Кенни Кларк (Kenny Clarke), Луи Беллсон (Louie Bellson), Гас Джонсон (Gus Johnson), Дон Ламонд (Don Lamond), Грэйди Тэйт (Grady Tate), Конни Кэй (Connie Kay) и Эд Тигпен”.

Ван Моррисон (Van Morrison) – ”Тяжёлые соло на барабанах и подобная глупость мешали мне понять джаз. Я предпочитаю слушать кого-нибудь, кто исполняет соло как Эд Тигпен — это звучит намного лучше многих джаз-роковых импровизаций. В соло Эда присутствует именно тот джаз, который мне по душе, когда хочется прищёлкивать пальцами в такт, поймав пульсацию, когда тело само начинает аккомпанировать звукам барабанов”.

Стив Смит (Steve Smith) – ”У меня было много потрясающих учителей и наставников, начиная с моего первого учителя Билли Флэнагана (Billy Flanagan) и заканчивая Гари Чаффи (Gary Chaffee), Аланом Доусоном (Alan Dawson), Эдом Тигпеном, Джимом Чапином (Jim Chapin), Фредом Грубером (Fred Gruber), Питом Магадини (Pete Magadini) и Эфраином Торо (Efrain Toro)… В моём чемодане всегда лежит пэд для занятий, который крепится к ноге, пэд ”Brush Up”, разработанный Эдом Тигпеном для практики игры щётками, метроном и пара обуви для танцев, которую я использую для игры на барабанной установке”.

Нинна Фрилон (Nnenna Freelon) – ”Эд Тигпен часто посещал США с короткими визитами и однажды мне удалось поймать его в Нью-Йорке. Он уже давно там не появлялся и согласился принять участие в моём выступлении. Во время концерта я не переставала поражаться его удивительному чувству ритма”.

Мэтт Уилсон (Matt Wilson) на интернет-странице радиостанции NPR (National Public Radio) – ”Маэстро Тигпен был воплощением элегантности. Его осанка во время выступления всегда была царственной. Он был словно король, правящий сценой уверенной и чуткой рукой. Его райд во время игры всегда сверкал своей блестящей поверхностью. Магические удары извлекали из барабанов мириады звуков. Его игра всегда прекрасно отражала смысл и мелодию любой композиции, наполняя её качкой и причудливой оркестровкой”.

Проведя недолгий период в госпитале Hvidovre Hospital в Копенгагене, Эд Тигпен мирно скончался зимой 2010. Он похоронен в Vestre Kirkegård.

Author of publication:
Михаил Карапузов
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
14:01
2586