Поиск

Don Ellis / Дон Эллис

Don Ellis / Дон Эллис
Also known as:
Donald Johnson Ellis
Date of birth (creation):
25 июля 1934
Place of birth (creation):
Los Angeles, California, USA
Date of death (dissolution):
17 декабря 1978
Place of death (decay):
Hollywood, California, USA
Instruments:

Bio:
Американский трубач, руководитель оркестра, композитор, новатор в области аранжировки. Его называли "Кентоном 70-х годов" или "реформатором джазового ритма". Эллис расширил ритмические и тональные возможности джаза, первым начал вводить элементы народной музыки Востока (прежде всего Индии). Ценность работ Эллиса возросла после его смерти и сейчас многие считают его одной из важнейших фигур в джазе. С раннего детства он был очарован духовыми инструментами и свою первую трубу получил в возрасте двух лет. В школьные годы он организует свой квартет, а вовремя учёбы в Boston University становится участником оркестра. Его первой профессиональной работой становится мемориальный оркестр Гленна Миллера (Glenn Miller) под управлением Рэйя МакКинли (Ray McKinley). После гражданской службы Дон собирает небольшую группу для выступлений в нью-йоркских кафе района Greenwich Village. К концу 50-х он уже переиграл во множестве именитых оркестров, среди которых были биг бенды под управлением Вуди Хермана (Woody Herman), Лайнела Хемптона (Lionel Hampton), Чарлза Мингуса (Charles Mingus), Чарли Барнета (Charlie Barnet) (1958) и Мейнарда Фергюсона (Maynard Ferguson) (1959). Эллис также работает и в небольших группах, наслаждаясь большой свободой самовыражения, предоставляемой этим форматом. В 1961-1962 он становится участником секстета Джорджа Расселла (George Russell) и записал вместе с ним один из новаторских альбомов — EZZ-THETICS. В 1962 солировал с нью-йоркским симфоническим оркестром, исполняя "Импровизации" Леонарда Бернаштайна (Leonard Bernstein). В Атлантик Сити он начинает преподавательскую деятельность. В этот же период у него появляется глубокий интерес к ритмическим основам индийской музыки, и он начинает скрупулёзно изучать это направление. Триумфальное выступление оркестра из 23 музыкантов под управлением Эллиса произошло в 1966 на Monterey Jazz Festival. Его непревзойдённо оригинальные композиции были исполнены с использованием невероятно сложного счёта. Обычно музыка большинства биг бендов исполнялась с использованием четырёх ударов в такте, но Эллис уверенно и успешно экспериментировал с пятью ударами за такт, затем девятью, 11-, 14-, 17-, 19- и даже 27-ю ударами за такт. Смешанный счёт создавал невероятные трудности для ритм секции и ему пришлось самостоятельно выучится играть на ударных для того, чтобы всё правильно объяснять своим барабанщикам. Он также экспериментирует с группой медных инструментов, представив на суд публики и критики четырёхклапанный флюгельгорн и супербоун (superbone). В конце 60-х Don Ellis Orchestra становится участником большой кампании прогрессивной музыки фирмы CBS и выступает с концертами и даже на рок фестивалях. Его музыка находит поклонников среди поколения Вудстока, которое также признало его как удивительного первооткрывателя. Все его альбомы, выпущенные CBS, становятся успешными также благодаря участию продюсеров Джона Хеммонда младшего (John Hammond, Jr.) и Эла Купера (Al Kooper). В 70-х у него начинается плодотворное сотрудничество болгарским композитором Мильчо Левиевым (Milcho Leviev). Получив прозвище "Отец Революции Времени" в джазе, Эллис и его музыка стали гораздо больше, чем просто комплекс инноваций. Композиции, такие как "Pussy Wiggle Stomp", написанные в размере 7/4, "Barnum's Revenge" (обработка композиции "Bill Bailey") и "Scratt And Fluggs" (глубокий поклон музыке кантри в исполнении Лестера Флетта (Lester Flatt) и Ёрла Скраггса (Earl Scruggs), были исполнены с пылким энтузиазмом, экстраординарным мастерством и великолепным чувством юмора. Труба Эллиса звучала замечательно, комбинируя ослепительную технику с горячим джазовым чувством, что отражает его восхищение искусством Генри "Рэд" Аллена (Henry "Red" Allen). Он также экспериментирует с электронными устройствами, как Ring Modulator, который трансформировал звук его трубы в источник атавистических стонов и криков. С другой стороны, как он продемонстрировал на альбоме HAIKU, он может играть с деликатным шармом и часто с глубоким чувством. Эллис принимает участие в создании музыки к 10 фильмам, включая The French Connection (1971), за который он получил премию Grammy. Его блестящие инновационные работы с использованием элементов восточной музыки, особенно такие как "Indian Lady" и "Turkish Bath", сделали его музыку такой же важной, как заигрывания Джона Колтрейна (John Coltrane) с музыкой мистического востока. Он несомненно является выдающейся фигурой, чей вклад нуждается в дополнительной будущей переоценке. Эллис заявил: "Я не обеспокоен, является ли моя музыка джазом, третьим течением, классикой или чем-нибудь ещё, или можно ли вообще назвать это музыкой. Пусть это будет оценено, как шум Дона Эллиса".
Author of publication:
Панченко Юлик
По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
00:49
1553